ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК


Спорт   ›   Виды спорта   ›   Силовые   ›

Вид спорта – Йога

Йога - (санскр. – связь, единение и связывание) – система древне-индийской философии. Обычно йогой считается одной из шести ортодоксальных систем древне-индийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы санкхья для достижения психического и физического самоподчинения.

Справочная информация:

Йога – индийская теория и практика созерцания. С помощью созерцания стремятся достигнуть отрешенности от действительности, мистического слияния души с богом, сверхчеловеческих знаний и сверхъестественных способностей.

Слово «йога» родственно лат. jugum и обозначает также напряженность, тренировку (мышления), а также «соединение», «слияние» (с Богом).

Целью этого напряженного сосредоточения является освобождение от мешающего влияния внешнего мира. Со времени появления вед возникали различные системы и методы йоги у брахманов, буддистов, джайнистов. В классическом учебнике йоги (Йога-сутра) Патанджали (закончен между 4 и 5 вв.) в качестве философской основы используется учение санкхъи.

Йога – индийская теория и практика созерцания

Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йогасутрах" (русский перевод 1911). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогич. сочинения. Необходимо различать философскую систему йоги от пути методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем.

Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут кармы, вынуждающих атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться.

Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе.

Из множества различных частных йог принято выделять четыре основные течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йога. Джнана осн. методом освобождения признает познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причинно-следственного потока, с которым атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, атман осознает себя свободным.

Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладевания собой, с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенной йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли от завихрений". На первых двух ступенях (яма, нияма) упражняются в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) занимаются статич. гимнастикой в напряженных положениях, способствующей сознат. владению определёнными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и прочее), без четкой отработки которых, нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладевание которыми, является одним из непременных требований йоги. Йога считает необходимым уметь направлять "прану" в те или иные области тела. (см. Дренажный (отсасывающий) массаж)

Пранаяма требует овладевания ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей.

Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред. Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточия. Психофизич. упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.

Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий.

Вид спорта – Йога

Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое самоуглубление" (махасамадхи) кончается физической смертью.

Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную преданность "высшему", понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности.

Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в "Бхагавадгите" (русский перевод 1956, изд. 2, 1960).

Практика йоги, имеющая многовековый опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религ.-мистич. учениями. В этих учениях психо-физическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в свое божественное лоно.

Современная буржуазно идеалистическая философия использует религ.-идеалистическую направленность филос. основ йоги для обоснования мистич. систем, проповедующих слияние с абсолютом, и т.д.

Йога – комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания ради достижения состояния духовного созерцания. Философия йоги духовна, она ориентирована на индивидуальное раскрытие и постижение бытия путем осознания независимого, самосущего, имеющего свой источник в самом себе Духа (пуруша) человека.

Философия йоги этична; эта система, состоящая из восьми аспектов, или ступеней, начинается с пяти добродетелей, первой из которых является ненасилие. Ее методы медитации используют также силы разума и эмоций, они предписывает дружелюбие, любовь и другие добрые чувства. Это и практическая философия, поскольку она связана с управлением и регуляцией тела и сознания со стороны человека. Существует множество различных школ и учителей, которые уделяют особое внимание различным частям этого учения. Н.К. Рерих говорил о существовании около тысячи! различных йог, которые не противоречат, а дополняют друг друга. (см. Особенности проведения массажа у юных спортсменов)

Йогическая техника представлена двумя связанными друг с другом аспектами: самоограничением (аскетизмом) и вхождением в состояние созерцания (медитации»). Йогическая практика применяется почти во всех индийских религиозно-философских школах; ее истоки восходят к Ведам.

многообразие видов йоги

Чтобы не запутаться в многообразии видов йоги, приведем данные по книге Ю.Л. Каптена «Основы медитации», (Самара, 1993), систематизирующие наиболее известные двадцать шесть направлений йоги:

- Крама-йога, основная цель этика поведения, постижение принципов Ямы и Ниямы (свод моральных заповедей йоги);

- Карма-йога: выработка способности к бескорыстному труду на благо общества, совершенствование трудовых навыков;

- Крийя-йога: религиозные действия для постижения Бога;

- Мантра-йога: управление звуковыми вибрациями заклинаний и молитвенных формул;

- Янтра-йога: работа с цветными изображениями-янтрами;

- Гхатастха-йога: телесная тренировка, развитие физической силы;

- Хатха-йога: совершенствование физического тела путем выполнения асан и пранаям (особых дыхательных упражнений и гимнастики); приведение в состояние равновесия внутренних полярных токов методами физических упражнений и концентрации внимания;

- Санньяса-йога: выработка стремления к отречению от мира, преодоление мирских соблазнов;

- Лайя-йога: совершенствование волевых способностей, выработка чувства «растворения» индивидуальной души;

- Дхьяна-йога: совершенствование медитативной практики;

- Кунта-йога: работа со специальными знаками;

- Нада-йога: работа с внутренними каналами, меридианами энергии;

- Свара-йога: работа с тонкими проявлениями звуковых вибраций и управление внутренними энергетическими каналами – Идой и Пингалой;

- Удварета-йога: развитие и контроль за силами сексуальной энергии путем различных способов перевода ее в духовную энергию;

- Кундалини-йога: пробуждение внутренних неосознанных сил организма;

- Джнани-йога: освоение системы знаний о природе истинного «Я»;

- Раджа-йога: полный контроль над интеллектуальным состоянием; (см. Психология)

- Адхьятма-йога: познание проявления высшего «Я» в себе и в людях;

- Бхакти-йога – постижение и осознание любви к Высшему Божеству;

- Шакти-йога: коатроль энергетического состояния организма;

- Агни-йога: управление психической энергией организма путем нравственной гигиены сознания;

- Самадхи-йога: глубокое погружение в Самадхи с учетом силы и качества экстаза;

- Абхасья-йога – высшее овладение духовной практикой, достижение состояния транса;

- Аштанга-йога: последовательное прохождение восьмеричною пути йоги и совершенствование каждого его этапа;

- Брахма-йога: сосредоточение на Брахмане, Мировом Абсолюте;

- Буддхи-йога: совершенствование духовного состояния путем восхождения к мудрости, на основе любви к людям, ко всему одушевленному. Именно этим мудрость отличается от простого знания.

Философия Иога

Литература:

Вивекананда С., Философия Иога. Лекции о Раджа-Иоге и Афоризмы Патанджали, пер. с англ., Сосница, 1911;

Вивекананда С., Бхакти-Йога, Лекции, пер. с англ., СПБ, 1914;

Вивекананда С., Карма-Иога, 2 изд., П., 1916;

Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296–330;

Dеussеn Р., Allgemeine Geschichte der Philosophie, Bd 1, Abtl. 2–3, Lpz., 1920;

Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924;

Dasgupta S., Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought, [Calcutta ], 1930;

Shastri H. P., Yoga, L., 1957;

Hauer J. W., Der Joga. Ein indischer Weg zum Selbst, Stuttg., 1958; Behanan К. Т., Yoga. A scientific evaluation, Ν. Υ., [1959 ].

Источники:
[Йогические тексты Махабхараты ], в кн.: Махабхарата, пер. с санскрит.,
введение и примеч. Б. Л. Смирнова, [т. ] 2, 4, Ашхабад, 1955–58.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.
www.ru.wikipedia.org
Фото с сайта www.istockphoto.com

Индийская философия


<< Назад: Силовые виды спорта



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8