ДОМ | МЕНЮ | ДОКИ | ПОИСК |
Дзюдо - (от японского дзю - мягкость, до - путь), вид спортивной борьбы, модернизированное джиу-джицу. Наряду с приемами борьбы разрешены и др., например, болевые.
Возник в Японии в конце 19 века, в СССР с начала 1960-х гг. В 1956 основана Международная федерация Дзюдо (ФИД); объединяет свыше 150 стран. Чемпионаты Европы с 1951, мира с 1956; в программе Олимпийских игр с 1964.
Дзюдо - один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире как дзюдо, считается древнейший вид боевого единоборства в доспехах ёрои-кумиути. Изобретение ёрои-кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро - аристократу эпохи Нара (VIII в.), но в действительности это искусство старо, как сама история войн, а канонизировано оно в XV веке. (см. Спортивные танцы)
Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход и захват, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию. Арсенал ёрои-кумиути объединял броски через спину, грудь, голову в падении, через бедро и колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приемы освобождения от захватов предполагали борьбу против двух нападающих. Вообще японские системы рукопашного боя без оружия в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути, кэмпо.
Справочная информация:
Арсенал. В арсенале кого, чьём в распоряжении кого-нибудь, в запасе у кого-нибудь. В арсенале докладчика много убедительных примеров.
Дзюдо является одним из самых молодых побегов на ветвистом генеалогическом древе воинских искусств - он сформировался чуть более ста лет назад. Кано Дзигоро, отец современного дзюдо, в студенческие годы стал серьезно задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа. В 1882 г. он открыл при храме Эйсё в Токио собственную спортивную школу Кодокан - "Дом постижения пути". Блистательный триумф этой школы в чемпионате воинских искусств (1886) утвердил превосходство дзюдо над старым дзю-дзюцу. Вскоре дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.
Считается, что технический комплекс приемов Кодокан был сформирован в 1887 г. и в течение десятилетий оставался неизменным. Однако над теорией и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств Кано продолжал работать еще долгие годы. В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. (см. Энциклопедия домашнего атлетизма)
При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложения силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.
Справочная информация:
Духовные силы - детерминанты (см. Детерминанта) определяющие преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
В спортивном дзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике.
Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова. Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема.
Допускались также упражнения с большим мечом. Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. (см. Психология)
В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" - от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ"). В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения.
Справочная информация:
Меч (нем. Schwert) — вид холодного оружия с прямым клинком (нем. Klinge), однолезвийным или обоюдоострым, остроконечным или закругленным у острия, предназначенным для рубящего удара либо удара и укола. Рукоять меча обхватывается рукой таким образом, чтобы большой палец лежал у крестовины, а мизинец — у навершия.
Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования. (см. Тесты на физическую работоспособность)
Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг, - утверждение, которое можно отнести к любому виду воинских искусств. Кано оценивал ката как великолепное средство психической подготовки бойца.
Занятия дзюдо способствуют гармоничному духовному развитию занимающихся, поскольку стимулируют позитивный подход к событиям, требуют дисциплины, настойчивости, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями.
Дзигоро Кано в своих выступлениях указывал, что дзюдо в качестве метода совершенствования сознания включает различные аспекты. В частности, развитие нравственности занимающихся дзюдо обеспечивается в силу самой специфики занятий дзюдо. Оно достигается, в том числе, за счёт постепенной смены роли занимающегося дзюдо с ученика на учителя в процессе изучения приёмов в парах занимающихся с разным уровнем подготовки, что приводит к необходимости помогать друг другу. (см. Прогрессивные системы и методики атлетической тренировки)
Также Кано отмечал, что занятия дзюдо требуют самоконтроля, что позитивно сказывается на личности ученика. А тренировка памяти (за счёт необходимости изучать сложные приёмы), наблюдательности (благодаря практике рандори) и развития воображения и творческого подхода (при освоении вариативных техник), умение выражать свои мысли (например, при описании приёмов), благодаря занятиям дзюдо развиваются в комплексе.
В дзюдо имеется широкий арсенал болевых приёмов (кансэцу вадза), в том числе, рычаги и узлы.
• Рычаг — это разгибание конечности в суставе свыше физиологического предела (например, Дзюдзи-Гатамэ, рычаг локтя с захватом руки между бёдер).
• Узел — скручивание конечности в суставе (например, узел руки — Удэ-Гарами).
Болевые приёмы могут проводиться на разных суставах (локтевом или коленном суставах, кисти руки и так далее), но, — по соображениям минимизации травм, — в спортивном дзюдо разрешены только болевые приёмы на локтевой сустав.
Техника удержаний служит для фиксирования противника спиной на татами после проведения приёма.
В дзюдо используются удушающие приёмы двух типов:
• дыхательное удушение, когда противнику механически блокируют возможность дыхания (либо за счет пережимания дыхательного горла, либо сжатия грудной клетки);
• так называемое «кровяное удушение», когда противнику пережимают сонные артерии, прекращая подачу крови (и, следовательно, кислорода) к мозгу.
Исследования показывают, что занятия спортивным дзюдо в целом безопасны для здоровья молодёжи. Спортивное дзюдо у взрослых спортсменов имеет больший травматизм по сравнению с бесконтактными видами спорта, но сопоставимый по уровню с травматизмом в других контактных соревновательных видах спорта. (см Виды спорта)
Большая часть травм (около 70 %) в годичном тренировочном цикле дзюдоистов происходит во время соревновательного периода.
Справочная информация:
Локоть - Сустав при соединении плечевой кости и костей предплечья, обеспечивающий возможность руке сгибаться; часть руки в месте нахождения этого сустава.
Локтевая область - (regio cubiti, PNA; син. локоть) область верхней конечности, расположенная между плечом и предплечьем; границы локтевой области лежат на 2 см выше и ниже линии, соединяющей надмыщелки плечевой кости; делится на переднюю и заднюю локтевую область.
Основными причинами травматизма у дзюдоистов являются неправильная организация тренировочного процесса и соревнований, ошибки в методике обучения, нарушение правил соревнований и технически неправильное исполнение приема, недостаточное качество самостраховки.
Около 50% травм вызвано резким или чрезмерным сгибанием, разгибанием или скручиванием в суставе; около 40% травм связаны с падением или являются следствием удара; до 10% травм имеют комбинированный механизм возникновения.
Первоначально в соревнованиях по дзюдо не использовалось разделение на весовые категории. Первые предложения по разделению на весовые категории были сделаны Р. Г. Муром (англ. R.H. "Pop" Moore Sr.) по просьбе Дзигоро Кано во время X Олимпийских игр 1932 года в Лос-Анджелесе.
Первая система весовых категорий была разработана в 1948 году в США под руководством Генри Стоуна (англ. Henry Stone) техническим комитетом Северной Калифорнии по дзюдо. Были введены следующие 4 весовые категории: до 130 фунтов, до 150 фунтов, до 180 фунтов и абсолютная.
На чемпионате Европы 1952 года, проходившем в Париже, дополнительно к разделению спортсменов по рангам кю/дан были проведены соревнования в весовых категориях до 63 кг, до 70 кг, свыше 80 кг и в абсолютной весовой категории.
До 1964 года в чемпионатах мира по дзюдо не было весовых категорий. Они были введены только перед Олимпиадой в Токио, отчасти из-за многочисленных побед тяжеловеса Антона Гесинка над японскими дзюдоистами.
В 1964 году для соревнований среди мужчин было введено 4 весовые категории: лёгкая (до 63 кг), средняя (до 80 кг), полутяжёлая (до 93 кг) и абсолютная. (см. Фитнес)
На Олимпийских играх 1972 года разделение по весовым категориям было пересмотрено, их стало 6: лёгкая (до 63 кг), полусредняя (до 70 кг), средняя (до 80 кг), полутяжёлая (до 93 кг), тяжёлая (свыше 93 кг) и абсолютная.
В 1980 году количество категорий было снова увеличено, их стало 8: суперлёгкая (до 60 кг), полулёгкая (до 65 кг), лёгкая (до 71 кг), полусредняя (до 78 кг), средняя (до 86 кг), полутяжёлая (до 95 кг), тяжёлая (свыше 95 кг) и абсолютная.
В 1992 году была упразднена абсолютная весовая категория.
По состоянию на февраль 2010 года в спортивном дзюдо дзюдоисты разделяются на 7 весовых категорий. Для взрослых участников приняты следующие весовые категории:
Мужчины:
До 60 кг
60~66 кг
66~73 кг
73~81 кг
81~90 кг
90~100 кг
Свыше 100 кг
Женщины:
До 48 кг48~52 кг
52~57 кг
57~63 кг
63~70 кг
70~78 кг
Свыше 78 кг
Дзюдо является олимпийским видом спорта. Впервые соревнования по дзюдо среди мужчин прошли на летней Олимпиаде 1964 года в Токио. Тогда было разыграно всего 4 комплекта наград, и 3 золотые медали выиграли японцы. Женщины впервые соревновались в дзюдо в рамках летней Олимпиады 1992 года в Барселоне.
Самой успешной страной на олимпийских турнирах по дзюдо является Япония — на счету её спортсменов 35 золотых наград из 109 разыгранных с 1964 года, а также по 15 серебряных и бронзовых медалей. На втором месте французы, которые выиграли 10 золотых медалей, 8 серебряных и 19 бронзовых. На третьем месте представители Южной Кореи — они завоевали 9 золотых и по 14 серебряных и бронзовых медалей.
В России до 1914 года дзюдо было практически неизвестно, хотя отдельные приёмы дзюдо, взятые из книг по самозащите американского офицера Ганкока, изучались в Петербургской полицейской школе с 1902 года.
Своему развитию в России и СССР дзюдо обязано в первую очередь Василию Сергеевичу Ощепкову. Василий Сергеевич Ощепков провёл детство и юность в Японии (начиная с 1905 года) и был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.
В 1930-х годах В. С. Ощепков активно развивал дзюдо в СССР сначала на Дальнем Востоке (1914, 1917—1925), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года).
Справочная информация:
Экзамен, экзамена, муж. (лат. examen). Проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.
Экзамен - (от лат. ехатеп - испытание) - англ. ехатеп; нем. Ехатеп/ Prufung. Проверка знаний, умений, силы и так далее. Проверочное испытание учащихся по части курса или полному курсу какай-либо дисциплины; по окончании учебного заведения; для получения ученой степени.
После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году его ученики на основе дзюдо разработали новый вид борьбы — самбо. В 1938 году название дзюдо (в использовавшемся тогда варианте написания «Борьба вольного стиля дзюу-до») было применено в официальных документах в последний раз, далее использовалось только название «борьба вольного стиля», а затем «самбо». По мнению, высказанному историком российского рукопашного боя М.Н. Лукашевым, это было вызвано желанием ряда спортсменов подчеркнуть отсутствие связи данного стиля борьбы с Ощепковым, объявленным «врагом народа». (см. Массаж при заболеваниях)
С конца 1930-х и до начала 1960-х годов в СССР дзюдо практически не развивалось. В СССР интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. В частности, команда советских самбистов успешно выступила на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11—12 мая 1962 года.
Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо.
Созданный в СССР и популярный в России и во всём мире сходный с дзюдо вид борьбы — самбо — отличается от дзюдо формой для занятий (костюм самбиста состоит из куртки с продеваемым в неё поясом, спортивных шорт и обуви), правилами спортивных соревнований (в частности, в самбо разрешены болевые приёмы на ноги, запрещены удушения), более низкой стойкой спортсменов (классическая стойка дзюдоиста — с прямой спиной) и ковром, на котором проходят схватки (в самбо он круглый и более мягкий, чем татами в дзюдо).
Аси - Нога (ноги).
Аси-атэ - Удары ногами.
Аси-вадза - Приемы, проводимые преимущественно ногами.
Аси-гарами - Болевой прием на ногу - рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката.
Аси-гурума - Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу).
Атама - Голова.
Атама-атэ - Удары головой.
Атэми-вадза - Техника нанесения ударов в уязвимые части тела.
Вадза - Прием, техника.
Вадза-ари - Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки.
Гяку-дзюдзи-дзимэ - Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу.
Даки-агэ - Подъем с обхватом туловища противника.
Даки-вакарэ - Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками).
Дзюдоги - Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса.
Дзюдока - Борец дзюдо.
До-дзимэ - Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием).
Дэ-аси-харай - Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги).
Ёко-вакарэ - Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника).
Ёко-гакэ - Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп).
Ёко-гурума - Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок).
Ёко-отоси - Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок).
Ёко-сихо-гатамэ - Удержание поперек.
Ёко-сутэми-вадза - Приемы, проводимые с падением атакующего на бок.
Иппон - Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста.
Иппон-сэой-нагэ - Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки).
Кавадзу-гакэ - Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо.
Ками-сихо-гатамэ - Удержание со стороны головы.
Кани-басами - Двойной подбив, "ножницы" (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо.
Кансэцу-вадза - Болевые приемы на суставы.
Ката-гатамэ - Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой.
Ката-гурума - Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи).
Ката-дзюдзи-дзимэ - Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты.
Катамэ-вадза - Техника сковывания.
Ката-тэ-дзимэ - Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот.
Ката-ха-дзимэ - Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо.
Кибису-гаэси - Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки).
Коси-вадза - Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом.
Коси-гурума - Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу).
Ко-сото-гакэ - Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи).
Ко-сото-гари - Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу "ближней ногой" снаружи.
Ко-ути-гари - Подсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу "ближней ногой" изнутри.
Ко-ути-гаэси - Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от "ко-ути-гари".
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ - Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса.
Кудзурэ-кэса-гатамэ - Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ.
Кудзуси - Выведение из равновесия.
Кумиката - Захват.
Кутики-таоси - Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева).
Кэса-гатамэ - Удержание сбоку захватом руки и головы.
Масутэми-вадза - Приемы, проводимые с падением атакующего на спину.
Моро-тэ-гари - Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя).
Нагэ-вадза - Техника бросков, броски.
Нами-дзюдзи-дзимэ - Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз.
Оби-отоси - Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс).
О-госи - Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом.
О-гурума - Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо).
Окури-аси-харай - Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника).
Окури-эри-дзимэ - Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов.
Осаэкоми-вадза - Удержания.
О-сото-гари - Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу "дальней ногой" снаружи.
О-сото-гаэси - Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок.
О-сото-гурума - Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
О-сото-маки-коми - Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" соперника на себя с падением набок).
О-сото-отоси - Задняя подножка.
О-ути-гари - Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу "дальней ногой" изнутри.
О-ути-гаэси - Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок.
Рё-тэ-дзимэ - Удушающий прием обеими руками.
Санкаку-дзимэ - Удушающий прием ногами "треугольником".
Сасаэ-цури-коми-аси - Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх.
Сидо - Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника.
Симэ-вадза - Техника удушающих приемов.
Синтай - Техника передвижения.
Сисэй - Стойка.
Содэ-гурума-дзимэ - Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки.
Содэ-цури-коми-госи - Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота).
Сото-маки-коми - Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с "наматыванием" противника на себя и падением на бок после захвата снаружи).
Сукуи-нагэ - Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног).
Суми-гаэси - Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла).
Суми-отоси - Выведение из равновесия толчком назад.
Сутэми-вадза - Броски, проводимые с падением атакующего.
Сэой-нагэ - Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину).
Сэой-отоси - Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину).
Тавара-гаэси - Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем.
Тай-отоси - Передняя подножка (сбрасывание с туловища).
Тай-сабаки - Повороты и развороты.
Тани-отоси - Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
Татами - Площадка для борьбы размером 10Х10 метров.
Тати-вадза - Броски из стойки.
Татэ-сихо-гатамэ - Удержание верхом.
Томоэ-нагэ - Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения).
Тори - Проводящий прием.
Тэ - Рука (до запястья).
Тэ-вадза - Приемы, проводимые преимущественно руками.
Тюи - Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника.
Удэ - Рука (руки).
Удэ-атэ - Удары руками.
Удэ-гарами - Болевой прием - узел руки.
Удэ-хисиги - Болевой прием - рычаг локтя.
Удэ-хисиги-аси-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя с помощью ноги.
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки под мышку.
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки между ног.
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя с захватом ногами "треугольником".
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через руку.
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя с фиксацией руки противника руками.
Удэ-хисиги-хара-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через живот.
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ - Болевой прием - рычаг локтя при помощи колена.
Уки-вадза - Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной).
Уки-гатамэ - Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием - рычаг локтя.
Уки-госи - Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной).
Уки-отоси - Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной).
Укэ - Атакуемый.
Укэми - Приемы самостраховки при падениях.
Ура-нагэ - Бросок через грудь (бросок за свою спину).
Усиро-госи - Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади).
Ути-маки-коми - Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри.
Ути-мата - Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри).
Ути-мата-гаэси - Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок.
Ути-мата-маки-коми - Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок).
Ути-мата-сукаси - Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия.
Уцури-госи - Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), "обратное бедро".
Хадака-дзимэ - Удушающий прием сзади плечом и предплечьем.
Хансоку - Дисквалификация дзюдоиста.
Ханэ-госи - Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника).
Ханэ-госи-гаэси - Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок.
Ханэ-маки-коми - Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи).
Харай-госи - Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги).
Харай-госи-гаэси - Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок.
Харай-маки-коми - Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок).
Харай-цури-коми-аси - Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции).
Хидза-гурума - Подсечка в колено (колесо через колено).
Хики-коми-гаэси - Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо.
Хон-кэса-гатамэ - Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)
Цубамэ-гаэси - Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки).
Цуккоми-дзимэ - Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты.
Цури-госи - Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх).
Цури-коми-госи - Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции).
Шидо - (прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника.
Юко - Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании.
Яма-араси - Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.
Литература:
1. Кано Дзигоро. Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания (рус.) // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой : Научно-методический сборник под редакцией Горбылёва А. М.. — М.: ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ, 2008. — В. 1. — С. 118-173.
2. Горбылёв А.М. Очерк истории дзюдо. Начало пути (рус.) // Додзё. Воинские искусства Японии : Научно-популярный методический сборник. — М.: ООО «Будо-спорт», 2001. — В. 6. — С. 7-15.
3. Горбылёв А.М. Очерк истории дзюдо. «Смертельная битва» с дзю-дзюцу (рус.) // Додзё. Воинские искусства Японии : Научно-популярный методический сборник. — М.: ООО «Будо-спорт», 2001. — В. 7. — С. 5-14.
4. Горбылёв А.М. Очерк истории дзюдо. От национального признания к олимпийскому виду спорта (рус.) // Додзё. Воинские искусства Японии : Научно-популярный методический сборник. — М.: ООО «Будо-спорт», 2001. — В. 8. — С. 5-13.
5. Г. Пархомович. Основы классического дзюдо. — «Урал-Пресс», 1993. — 302 с.
6. С.А. Косоротов, А.Д. Арабаджиев. Каноны дзюдо. — М.: Издательский дом «Будо-Спорт», 2007. — 128 с.
7. Сергей Косоротов, Алексей Горбылёв. Удушающие приёмы дзюдо. Теоретические основы (рус.) // Додзё. Воинские искусства Японии : Научно-популярный методический сборник. — ООО «Будо-спорт», 2001. — В. 6. — С. 40-42.
8. Владимир Путин, Василий Шестаков, Алексей Левицкий. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 159 с.
9. Jigoro Kano. Kodokan Judo: The Essential Guide to Judo. — Kodansha International, 1994. — 264 с.
10. Kyuzo Mifune. The Canon of Judo: Classic Teachings on Principles and Techniques. — 2nd edition. — Kodansha International, 2004. — 224 с.
При написании этого текста использовался материал из
Современная энциклопедия. 2000.
Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.
Wikimedia Foundation. 2010.
Федерация дзюдо России
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Энциклопедия оружия Leipzig, 1890.
Большой медицинский словарь. 2000.
Энциклопедический словарь. 2009.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Фото с сайта www.istockphoto.com
Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов | |||
СОЦСЕТИ | ВКЛАД | ДИЕТА | СПОРТ |
Версия all4-8 |
Copyright © VZOJ 2006-2024. Все права защищены. При перепечатке или цитировании материалов сайта myvaleology.com, пожалуйста, ставьте ссылку на сайт myvaleology.com :
<a href="https://myvaleology.com">Здоровый образ жизни</a>
Права на фотографии принадлежат их авторам.