ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК

Безлимитный хостинг на сверхбыстрых SSD дисках


Спорт   ›   Виды спорта   ›   Борьба   ›

Борьба на поясах

Борьба на поясах — это древнейший контактный вид спорта, единоборство, где два борца сражаются в одежде, имеющей пояс. Свой стиль борьбы на поясах есть практически у каждого народа, благодаря этому стало возможно проводить мировые чемпионаты по борьбе на поясах. Существует несколько международных организаций, развивающих это стиль борьбы: Всемирный комитет традиционных видов борьбы ФИЛА, Международная ассоциация борьбы на поясах и другие. (см. Общие вопросы массажа)

Борьба на поясах — один из самых древних видов спорта. Это убедительно доказывают древние рукописи, документы и различные исторические памятники искусства. Специалисты находили наскальные рисунки с изображением борьбы на поясах в самых различных уголках Земли — в Центральной Америке, Африке, Европе, Азии. Возле Багдада в 1938 году была найдена бронзовая статуэтка двух борцов на поясах, которой примерно шесть тысяч лет. В китайской рукописи «Тан Шу» Ⅹ века упоминается о соревновании по борьбе на поясах. В Ⅺ веке об этой борьбе рассказывал ученый и философ Авиценна.

Справочная информация:

Авиценна, Ибн-Сина (980—1037), наиболее знаменитый представитель арабской медицины, названный Эль-Шейх-Араджис, то есть князь врачей, родом из персидской провинции Хорасана; изучал медицину и философию. Жил при дворах многих персидских властелинов и был даже визирем. Авиценна составил более 100 сочинений по философии, естествознанию и медицине.

Корни борьбы

О много тысячелетней истории борьбы также свидетельствуют ценнейшие памятники искусства восточной группы кочевников Ⅲ и Ⅰ веков до нашей эры. Например, такие сцены борющейся пары изображены на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая и на серебряных сосудах из городка на реке Обь в Тюменской области, где издавна жили тюркоязычные народы. (см. Массаж при заболеваниях)

На поясах боролись не только тюркоязычные народы. Ареал этого боевого искусства значительно шире и охватывает едва ли не всю современную Европу, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс и Испанию. Примеров много: борьба ссирым в Корее, швинген в Швейцарии, аба рестлинг в Турции, курашу в Чувашии, татаро-башкирская национальная борьба куреш. У каждого народа борьба на поясах имеет свою специфику.

Справочная информация:

Чувашия — республика в составе Российской Федерации, расположена в Среднем Поволжье. Площадь республики составляет 18 тысяч кв. км, население — 1351 тысяч человек, в городах живет 58% населения (2001). В национальном состеве преобладают чуваши (67,8%), русские (26,7%), татары (2,6%), мордва (1,4%), марийцы (0,3%). Плотность населения (73,8 человека на 1 кв. км) является одной из самых высоких в России. В составе республики 21 район, 9 городов, 8 поселков городского типа. Административный центр — город Чебоксары.

Традиционные борющиеся стили

В древности одним из важных элементов конной атаки было умение выкидывать противника из седла. Этот элемент боевой подготовки воинов многих армий, от востока до запада, тщательно отрабатывался на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Так, успех в борьбе на поясах означал успех и в настоящем бою, потому в нем и совершенствовались многие народы.

Этот вид борьбы был распространен в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах. По мере развития оседлости у мужчин на одежде появился пояс или кушак, отсюда пошло и название. (см. Массаж в травматологии)

Для воспроизведения процесса схватки двух конников, находящихся в контакте, пояса в мирных условиях тренировки было вполне достаточно. Противники сближались и с дальней дистанции, схватив друг друга за кушаки, пытались подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. То есть точно воспроизводилась боевая схватка конников.

Справочная информация:

Конник - спортсмен, занимающийся конным спортом, в который входят состязания в верховой езде, выездке, конкуре, троеборье и другие упражнения. Синоним: наездник. Конники-троеборцы показывают манежную езду, проходят полевые испытания — движение по дорогам, стипл-чейз, кросс.

На поясах боролись не только тюркоязычные народы

Воину нужны были сильные кисти, локти, предплечья, плечевой сустав и спина. Тяговое усилие рук, плеч и спины в короткий миг решало вопрос жизни и смерти воина. Отсюда изнурительные тренировки, с развитием беспримерной мощи тягового усилия бойца и резкого броска через грудь, броска с зашагиванием, с подседом, подсадом или броска выводом за спину. Но по мере смены эпох кушак, пояс исчез из одежды тюрков. Тогда появилось белое полотенце и, обхватив друг друга полотенцами, борцы выясняли, кто же сильнейший.

Много позже борьба трансформировалась в праздничные состязания. Но обычай привился не у всех народов. В России она сохранилась главным образом у татар и башкир. Во время народных гуляний — Сабантуях — борьба на поясах является гвоздем национальных праздничных программ. Похожая борьба есть и у других народов: например, у карачаевцев она называется тутуш, у якутов — хапсагай, у казахов и алтайцев — курес, в узбеков — кураш. (см. Различные системы увеличения продолжительности жизни)

По этому виду спорта проходят чемпионаты Европы, мира и национальные первенства. Началось же возрождение этого спорта с создания Всероссийской Федерации борьбы на поясах в 2003 году. Борьба на поясах была популярна у многих народов, но всех их надо было объединить и организовать. Ведь без проведения официальных чемпионатов и соревнований спорт не может развиваться успешно. Судя по тому, каких результатов достигла борьба на поясах в своем развитии всего за семь лет, у нее большое будущее. Соревнования по борьбе на поясах будут проводится на Летней Универсиаде 2013 в Казани.

В России создана Всероссийская федерация борьбы на поясах.

Справочная информация:

Чемпионат - официальные Спортивные соревнования (в каком-либо виде спорта) высшего уровня для определённых коллективов, территории (района, города, области, страны, континента, мира), розыгрыш первенства с целью установления победителя-чемпиона (спортсмена или команды). В отдельных случаях понятия «чемпионат» и «первенство» различаются (например, чемпионат СССР по футболу, хоккею — среди взрослых и всесоюзные первенства по этим видам спорта — для юниоров, спортивных обществ).

Судейство схватки проводится судейской бригадой

Судейство схватки проводится судейской бригадой. Схватка длится не больше четырех минут. Чистая победа присуждается, если соперник падает на спину. Любое собственное падение на спину с целью провести прием считается поражением.

Разновидности единоборства, когда соперники сражались, держа друг друга за пояс, полотенце или ремень, не меньше трех тысяч лет. У каждого народа этот вид борьбы имел свои особенности. Было решено объединить все виды единоборств на поясах и создать единые правила борьбы на поясах. Разработано два вида стандартных правил и стандартная форма. Соревнования без работы ног называют «классическим стилем», а с работой ног «вольным стилем».

Национальные виды борьбы народов мира, в каждом конкретном случае, имеют свои особые правила судейства, но объединяет их то, что схватки проводятся в одежде, ИМЕЮЩЕЙ ПОЯС. (см. Классификация пищевых продуктов)

В борьбе на поясах (вольный стиль) разрешается проводить броски, подножки, подхваты, подсечки, подсады, зацепы, скручивание, обвивы, сваливания и накрывания из положения стоя в захвате пояса соперника двумя руками.

В классическом стиле запрещены все технические действия, связанные с работой ног.

Правила вида спорта Борьба на поясах

Борьба на поясах — это вид спортивного единоборства, в котором перед борцом стоит ЦЕЛЬ бросить соперника на спину (ЧИСТАЯ ПОБЕДА), применив какой-либо из разрешенных приемов после принятия борцами исходного положения в стойке.

Место соревнований представляет собой ровную горизонтальную поверхность, на которую укладывается специальный ковер толщиной не менее 5 см. На ковре размечаются рабочая зона и защитная зона. (см. Фитнес)

Рабочая зона представляет собой круг диаметром от 6 до 9 метров и располагается по центру. В официальных соревнованиях диаметр круга только 9 метров. Полоса, разделяющая рабочую и защитную зоны, называется «зоной пассивности» и является частью рабочей зоны. Она контрастного, обычно красного цвета. Ее ширина равна одному метру.

Справочная информация:

Диаметр - (от греч. diametros - поперечник) окружности - отрезок прямой, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр.

Правила вида спорта Борьба на поясах

Площадь за «зоной пассивности» называется «защитной зоной» и ее ширина должна быть 1,5-2,0 метра.

Левый от стола руководителя ковра угол обозначается зеленым цветом, а правый — синим цветом.

Костюм участника соревнований по борьбе на поясах состоит из брюк белого цвета, спортивных рубашек зеленого и синего цветов и красного пояса длинной 110—115 см для подростков и юношей, и 150—180 см для взрослых спортсменов. Ширина пояса 4-7 см.

На ноги участники должны одевать спортивную обувь («борцовки» или тапочки) с мягкой, но не скользящей подошвой. Шнурки, концы которых металлические или жесткие, должны быть обрезаны. Иметь носовой платок, которым борец может воспользоваться при незначительной травме. Платок должен находиться у секунданта на все время схватки. (см. Средства реабилитации)

При несоблюдении данных требований участник к схваткам не допускается.

Судейство схватки проводится судейской бригадой в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-хронометрист, судья на табло и судья при участниках.

Продолжительность схватки устанавливается:

Дети: мальчики и девочки 11-13 лет — 2.00 мин.

Подростки: мальчики и девочки 14-15 лет — 2.30 мин.

Кадеты: юноши и девушки 16-17 лет — 3.00 мин.

Молодежь: юниоры и юниорки 18-20 лет — 4.00 мин.

Взрослые: мужчины и женщины 18 лет и старше — 4.00 мин.

Ветераны: мужчины старше 40 лет, женщины старше 30 лет — 3.00 мин.

Схватка начинается по свистку арбитра (резкий короткий сигнал).

Справочная информация:

Хронометрист - лицо, ответственное за отсчет времени на соревнованиях.

Схватка заканчивается

Схватка заканчивается:

При присуждении ЧИСТОЙ ПОБЕДЫ одному из борцов;

ЯВНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ПРЕИМУЩЕСТВЕ (разница 6 и более баллов);

СНЯТИИ или ДИСКВАЛИФИКАЦИИ одного или обоих борцов;

ОКОНЧАНИИ установленного времени схватки.

По окончании схватки арбитр занимает место в центре ковра лицом к руководителю ковра, борцы становятся по обе стороны от арбитра согласно цвету нарукавников арбитра и формы участников. (см. Искусство любви)

Только после объявления результата схватки арбитр поднимает руку борца, выигравшего схватку. Затем арбитр разворачивается вместе с борцами спиной к руководителю ковра (лицом к зрителям) и опять поднимает руку победителю. После этого борцы обмениваются рукопожатиями. Арбитр жестом показывает, что они могут уйти с ковра.

Литература:

1. «Алпомиш». Узб. ФАН нашриети, Т., 1969.

2. Лекаров А. «Узбек миллий курашининг археологик материаларида акс этилиши», журнал-сборник «Турон тарихю» №21, Ташкент, 2002.

3. Бичурин Н.Я. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», т. 1, изд. АН СССР, М.-Л., 1950.

4. Бабур 3. М. «Бабурнома», изд. «Юлдузча», Т., 1989.

5. Грязнов М.П. "Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири", «Археологический сборник», вып. 3, Л., 1961.

6. Гумилев Л. Н. "Древние тюрки". С-П., 2003.

7. Зияев Х. «Сибирдаги узбеклар», Уз ССР давлат нашриёти, Т., 1958.

8. Ильдарханов И.Г. "Мы родом из «курэш»", изд. «Гасыр», 2003.

9. Исхаков Г.М. "Краткая история уйгуром", Алма-Аты, 1991.

10. Кадышев А.С. «Алтин Арыг», Антология хакасской поэзии, Абакан, 1961.

11. Кашгарий М. «Девону лугатит турю», УзФАН нашриёти, т. 1, 1960.

12. Кашгарий М. «Девону лугатит турк», УзФАН нашриёти, т. 2, 1961.

13. Кашгарий М. «Девону лугатит турю», УзФАН нашриёти, т. 3, 1963.

14. Кун Л. «Всеобщая история физической культуры и спорта», изд. «Радуга», М., 1982.

15. Кызласов А.Р. «История Тувы в средние века», М., 1969.

16. Кызласов Л.Р. «История Южной Сибири в средние века», М., 1984.

17. Лунин Б.В. «В.В. Бартольд», УзФАН нашриёти, Т., 1970.

18. «Проблемы антропологии исторической этнографии Азии», М., 1968.

19. «Корни борьбы. Традиционные борющиеся стили». Лозанна, 2000.

20. Сагалаков Л.Н. «Курес» (хакасская национальная борьба), Абакан, 1969.

21. Хасаний М. «Туркистон боскини», изд. «Нур», Т., 1992.

22. Н.Н Сорокин «Спортивная борьба» изд. Физкультура и спорт М.,1960.

23. Зияев . «Урта Осиё ва Волга буйлари», (XVI-XIX асрлар). Фан нашриёти. Ташкент, 1965.

24. Приказ Министерства спорта РФ от 1 июня 2016 г. N 625 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта борьба на поясах"

При написании этого текста использовался материал из
Большая медицинская энциклопедия. 1970.
Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
Большой толковый словарь русских существительных. АСТ-Пресс Книга. Бабенко. 2009.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.
Wikimedia Foundation. 2010.
Министерство спорта Российской Федерации
БМСИ — электронная библиотека по спортивной тематике https://bmsi.ru/
Фото с сайта www.depositphotos.com

Борьба на поясах


<< Назад: Вид спорта Борьба


Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ПОМОЧЬ ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8