ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК


Спорт   ›   Статьи   ›

История формирования фигурного катания как вида спорта

Сегодня на планете Земля практически нельзя найти человека, который бы не слышал о фигурном катании. Это одна из спортивных дисциплин входящих в состав Зимних Олимпийских игр. Трансляцию зимних олимпийских игр из России в феврале 2014 года посмотрели более трех миллиардов жителей. Но не всегда катанье на коньках было так популярно в народе. (см. Виды спорта)

Теперь ученым сложно с точность сказать, когда появились первые коньки. Зато мы точно знаем, что они появились очень давно. Особенный скачок вперед был сделан с изобретением железных коньков, оснащенных двумя рёбрами. Их применение на практике позволило катающемуся свободно маневрировать по льду. А с появлением телевизионного вещания популяризация фигурного катания, как вида спорта, достигла своего апогея.


фигурное катание


Первое подобие коньков археологи находят в отложениях, исторически соответствующих бронзовому веку, в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. (см. Игровые виды спорта) Они представляют собой обработанные соответствующим образом кости из фаланг конечностей крупных животных. Подобные археологические находки встречаются, например, во многих странах Европы.

Популярность на европейском континенте в средние века связана в первую очередь с похолоданием, пришедшим в Европу в XII—XIV в.в. Например, в Голландии замерзли все каналы и озера, что было еще делать как не начать кататься. Первоначально эта игра представляла собой состязание на мастерство: вычерчивать на льду заданные фигуры, используя элементы фигурного катания, сохраняя при этом красивую позу.

Первые официальные клубы любителей этого вида спорта появляются в Британской империи уже к середине XVIII века. (см. Командные виды спорта) В Эдинбурге в 1742 году появились первые официальные правила проведения соревнований. А в 1772 году выходит перечень обязательных фигур, названный как «Трактат о катании на коньках». Уже из Европы фигурное катание попадает на Американский континент, и там получает огромное развитие. К середине XIX века нам уже были известны почти все современные обязательные фигуры и основные технические приемы. А в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.


фигурное катание


Сначала появилось и развивалось одиночное катание, и первые соревнования проходили только среди мужчин-одиночников. Женщины получили участвовать в мировых соревнованиях несколько позднее. Первый официальный чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в Давосе (Швейцария) в конце января 1906 года. (см. Циклические виды спорта) В начале XX века у мужчин и женщин были аналогичные обязательные фигуры. Но произвольное катание женщин обратило на себя внимание высокой художественностью и пластикой.

Появление парного катания (танцев на льду) относится к 1897 году, когда оно было квалифицировано как вид спорта. А первые соревнования по парному фигурному катанию прошли в 1908 году в Санкт-Петербурге.

В первой половине XX века прыжки считались очень сложной фигурой, которую выполняли лишь не многие спортсмены. (см. Спортивные единоборства) Основой выступления оставались поддержки. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года. Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы.


figure skating


С середины 20-го века сложность выполнения танцевальных программ стремительно повышалась. Особую роль в этот процесс внесли такие советские тренеры фигурного катания, как С. Жук, Е. Чайковская, И. Москвин и др. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы. В 1988 году был исполнен первый четверной прыжок — тулуп.

Строительство закрытых ледяных площадок, широкая информация по телевидению и в кино содействовали большой популярности фигурного катания. (см. Борьба) Сейчас фигурное катание – это истинное с искусство, спортсмены выполняют красивые и необычные фигуры, на которые с большим наслаждением смотрят миллиарды жителей планеты.

По материалам сайта: www.fsbryansk.ru


figure skating


Ваши первые шаги на льду

Если человек никогда не катался и делает первые шаги на льду, то ему нелегко преодолеть страх и скованность движений, которые естественны, особенно для людей старшего возраста. Малыши — те безбоязненно выходят на лед. Они привыкли падать, и поэтому катание на коньках и связанные с ним падения воспринимаются ими очень легко. Они почти не испытывают страха, и не удивительно, что через 2—3 занятия большинство малышей свободно держатся на коньках. Это значит, что они быстро овладели чувством равновесия. (см. Силовые виды спорта) Однако для тех, кто постарше (3—4-й классы), нужны особые рецепты. Я уж не говорю о взрослых людях, для которых первые шаги на коньках представляют особую трудность и кажутся даже опасными.

Опытные тренеры утверждают, что перемещение по льду составляет одно целое с равновесием, поэтому уже в процессе нахождения равновесия новичок учится искусству скольжения на коньках.

Читая даже самые удачные пособия по фигурному катанию, нельзя обрести чувство равновесия, а значит, научиться кататься. Только встав на лед и заскользив, можно преодолеть страх и овладеть тайной скользящего шага.

Не всякий взрослый человек, даже физически подготовленный, решится скользить один — не хочется быть посмешищем в глазах других. И это невольно отпугивает многих, кто охотно пошел бы на каток. (см. Сложнокоординационные виды спорта)

Самый простой способ овладения первыми скользящими шагами — добрая поддержка друга. Если вас поддерживают, то вы будете увереннее и сможете перейти на скользящий шаг, необходимый для того, чтобы приблизиться к технике начинающего фигуриста.

Пусть новичок часто останавливается, спотыкается и даже падает, но если около него есть друг, уверенность обретается сравнительно скоро. Если же друга нет, приходится выходить на лед самостоятельно и прибегать к помощи вспомогательных средств, которые обычно бывают на многих катках для массового обучения. Ледяные площадки для новичков оборудуются специальными параллельными брусьями, которые показаны на рис. 11. Держась руками за брусья, начинающие довольно уверенно двигаются вперед-назад, поэтому ледяному лабиринту. Но это рекомендуется взрослым, дети обходятся без них.

Ледяные площадки для новичков оборудуются специальными параллельными брусьями

Некоторые не удовлетворяются таким пассивным скольжением, им хочется воплотить в реальность то, чему они научились, выполняя гимнастические упражнения, держась рукой за спинку стула. Только на льду стул заменяет кресло, поставленное на полозья. (см. Экстремальные виды спорта) Спинка такого кресла чуть отлогая. На верхней ее части сделаны небольшие откосы-упоры, держась за которые начинающий конькобежец может двигаться, скользя на слегка согнутой пружинящей ноге (рис. 12). Опираясь на ручки кресла, новичок может уверенно совершать длительные путешествия по ледяной площадке, овладевая разными поворотами.

На площадках для начинающих конькобежцев два кресла соединяются горизонтальным шестом

Иногда на площадках для начинающих конькобежцев два кресла соединяются горизонтальным шестом. Держась за шест, одновременно овладевают техникой скользящего шага по 8—10 новичков.

Скользящий шаг

Чувство равновесия проявляется у фигуриста не в сложных элементах и поворотах, а в простом скользящем шаге. Самое трудное и вместе с тем самое важное — выполнять простые скользящие шаги легко и грациозно. Только овладев ими, можно начать изучать азбуку фигуриста.

Но прежде чем переходить к фигурам, надо научиться непринужденно скользить. Скользящий шаг — основа всех видов конькобежного спорта: скоростного бега, хоккея, а тем более фигурного катания на коньках, для которого овладение скольжением необходимо в высшей степени.

Подойти к этому можно только в результате систематического выполнения упражнений, в числе которых первым будет простое скольжение на коньках. (см. Технические виды спорта)

Первые шаги — семенящие, короткие, почти все время на двух коньках. По мере приобретения уверенности каждый скользящий шаг будет удлиняться, а свободная нога все увереннее отрываться ото льда и отводиться назад.

Скользящие шаги нужно, как правило, делать самостоятельно. Если выход на гладкий скользкий лед некоторых пугает, а на катке нет специальных приспособлений для обучения новичков, мы можем посоветовать начать занятие на утоптанном снегу, который всегда есть на пути к каткам и другим ледяным площадкам. Утоптанный снег не так страшен новичку, как гладкий лед. Правда, скользить по нему не очень легко, но новичку этого и не нужно. (см. Прикладные виды спорта) Зато после того, как через день-другой привык¬нешь к скольжению на утоптанной снеговой площадке без чьей-либо помощи, выйти на сверкающий лед будет уже гораздо легче.

Простые скользящие шаги вперед (рис. 13) напоминают ёлочку.

Простые скользящие шаги вперед

Чтобы облегчить скольжение, будущий фигурист должен, становясь на наружное ребро конька, двигаться с небольшим наклоном тела вперед. Рука чуть ниже пояса, колено слегка согнуто. По мере скольжения опорная нога выпрямляется, а вместе с ней и тело, левая нога проходит мимо скользящей правой по воздуху (невысоко!) и ставится на лед для очередного шага. В это время на правом коньке, на наружном ребре которого вы скользили, тяжесть тела переносится с наружного ребра на внутреннее, затем происходит толчок внутренним ребром этого же конька для ускорения скольжения левого конька. Затем правая нога свободно выпрямляется назад.

Скользящий шаг получается накатистым, относительно длинным, и след остается не прямой, а в виде дуги, если движение выполняется на ребре фигурного конька.

Выполнить скользящий шаг на коньках не так уж трудно, гораздо труднее остановиться, когда разгонишься. Вот почему начинающие конькобежцы вслед за скользящими шагами разучивают торможение. (см. Многоборье)

Торможению на коньках надо учиться в первые же дни пребывания на льду. Иногда уже после выполнения 5—6 правильных скользящих шагов опытный тренер начинает знакомить новичков со способами торможения. Кто умеет вовремя затормозить, тот реже падает и не служит причиной падения других, ибо, наезжая, успевает остановиться.

Торможение

Научиться тормозить труднее, чем скользить на коньках. Остановить поступательное движение при скользящем шаге легче всего на острых коньках. Тупые коньки будут проскальзывать, и не всегда удастся сохранить равновесие.

Способов торможения на коньках несколько, и в зависимости от обстоятельств нужно уметь применять тот или другой из них.

Простейший из способов торможения — это приседание на одной, скользящей, ноге, вторая, свободная, выно¬сится вперед и задней частью конька упирается в лед (рис. 14, а) (на скользящей ноге приобретается ход, а свободная нога замедляет это скольжение и совсем останавливает). (см. Основной курс атлетической подготовки)Иногда, даже после небольшого разгона, приходится проехать 3—5 м, прежде чем сможешь остановиться. Но, несмотря на это, у данного способа есть свое преимущество, от новичка не требуется каких-то сложных движений, и он относительно легко усваивает прием. Если нет особой необходимости мгновенно остановиться, этот способ наиболее приемлем и с него начинают обучать новичка на коньках.

Простейший из способов торможения конькобежеца

Второй способ торможения напоминает первый, разница лишь в том, что свободная нога не выносится вперед, а отводится назад и зубчиками конька царапает лед. Это дает возможность замедлить ход и остановиться (рис. 14, б).

При обучении простому катанию тренеры рекомендуют применять торможение способом «плуг», заимствуя этот способ у лыжников. Способ «плуг» (рис. 15, а) заключается в том, что начинающий фигурист приседает на обе ноги, давит на пятки, а передние части коньков сближает сначала медленно, а затем более резко. (см. Классический танец)

Можно затормозить и способом «полуплуг» (рис. 15, б): скользящий конькобежец выносит вперед одну ногу, нажимает на внутреннее ребро, стараясь поставить конек свободной ноги перпендикулярно скольжению опорной. Чтобы остановиться, конькобежцу нужно максимум 50—60 см, несмотря на то, что он развил большую скорость.

При обучении простому катанию тренеры рекомендуют применять торможение

И, наконец, один из простейших и вместе с тем самый популярный среди фигуристов способ торможения — всем ребром конька. Правда, он несколько сложнее предыдущих, но овладеть им необходимо. Происходит торможение так: конькобежец переносит тяжесть тела с одной ноги на другую и при этом так сильно нажимает на ребро конька, что практически мгновенно останавливается, следующего скользящего шага не происходит (рис. 16).

Происходит торможение конькобежеца

Но не думайте, однако, что перечисленными выше способами исчерпывается арсенал способов торможения на коньках, особенно у фигуристов. Фигуристу приходится неожиданно набирать скорость и внезапно останавливаться при скольжении не только на двух, но и на одной ноге. Как же это ему удается? Этого он достигает тем, что в ходе тренировок учится внезапно останавливать очередной скользящий шаг, на одно мгновение, сняв тяжесть тела с поставленной на лед ноги, с тем, чтобы через мгновение чуть согнуть ногу в колене и перенести на эту опорную ногу тяжесть тела. Скольжение будет прекращено. (см. Исторические танцы) Это делается с хода вперед и с хода назад. В самый неожиданный момент скольжения на коньке, допустим, вперед-наружу конькобежец меняет ребро конька, переходит на скольжение внутрь, но не продолжает его, а так круто заворачивает, что поступательное движение ослабевает и фигурист останавливается. Но это уже относится к мастерству высшего класса. Этими приемами мы овладеем, когда выучим первые буквы нашей азбуки фигуриста. А пока вернемся к упражнениям, которые необходимо усвоить, прежде чем перейти к изучению элементов фигурного катания на коньках.

Повороты-виражи

Если вы уже овладели скольжением по прямой и хотя бы одним из способов торможения, то можно начать разучивать повороты-виражи при скольжении вперед. Не рассчитывайте, что это получится сразу: не так-то легко новичку решиться перенести одну ногу через другую и таким способом повернуть в нужную ему сторону. (см. Свадебный танец)

Есть конькобежцы, которые катаются не один год, а умеют делать виражи только в одну сторону — против хода часовой стрелки, как обычно разрешают движение на катках. Когда приходится повернуть в противополож¬ную сторону, они бессильны это сделать.

Если для обычного катания достаточно научиться скользить по виражу в одну сторону, то фигурист обязан свободно поворачивать в любую сторону, причем совершенно непринужденно.

Овладеть поворотами можно уже во время второго-третьего посещения катка. Для этого наряду с катанием по прямой в занятие обязательно должны включаться пе¬реступания, так называемые «засечки» или «перебежки», являющиеся простейшими способами поворота на коньках при скольжении вперед.

Как же делаются такие повороты?

Чтобы получился правильный поворот при движении против хода часовой стрелки, нужно сделать короткий скользящий шаг левой ногой на наружном ребре конька, слегка сгибая колено, а затем свободную правую ногу опустить на лед сначала параллельно левой. Когда тяжесть сосредоточится на внутреннем ребре правого конька, левую ногу отрывают ото льда, чтобы сделать снова короткий шаг по кругу. (см. Лечебная физическая культура)

Этот поворот вначале выполняется медленно, а затем, по мере овладения техникой, убыстряется и делается все более и более крутым. Положение конькобежца при выполнении этого поворота-виража показано на рис. 17.

Положение конькобежца при выполнении поворота-виража

Осваивать этот поворот начинающий может параллельно или в паре с более опытным конькобежцем. На катках, рассчитанных на начинающих, устанавливаются специальные учебные карусели (рис. 18), где все желающие могут тренироваться в освоении поворотов на коньках. Карусель нужно попеременно вращать то в правую, то в левую сторону, с тем, чтобы начинающие фигуристы могли выполнять повороты в обе стороны.

На катках, рассчитанных на начинающих, устанавливаются специальные учебные карусели

Карусель вполне можно изготовить своими силами на каждом катке. Она пригодится и для тех, кто просто учится катанию, и, главное, принесет немало пользы будущим фигуристам. Кроме того, карусель на катке — это аттракцион, который доставит много радости даже тем, кто умеет кататься.

Мы остановились здесь на простейших поворотах, но фигуристы знают и много других: вперед по ходу, переходом в скольжение назад и др., но о них речь впереди.

Скольжение назад

Будущему фигуристу надо обязательно ов¬ладеть скольжением назад. Без этого невозможно совершенствоваться и приобрести то чувство непринужденности движений, без которого немыслимо фигурное катание на коньках. Даже самые маленькие фигуристы — 5-6 лет, выходя на каток, делают попытки скольжения назад. (см. Гидрокинезотерапия)

Способов скольжения назад много, но начинающие предпочитают такие, где движение происходит с опорой не на одном, а на двух коньках.

Для того чтобы научиться скользить назад, надо овладеть двумя способами скольжения: «волной» и «фонариком».

Этими способами можно двигаться и вперед, и назад. Направление движения зависит от того, на какую часть конька будет перенесена тяжесть тела, хотя скольжение, как правило, выполняется на наружном или внутреннем ребре, в зависимости от того, как чередуются способы скольжения.

Не будем задерживать ваше внимание на примерах, а перейдем прямо к тренировке. Кстати, она доставляет большое удовольствие начинающим, ибо они впервые убеждаются, что туловище, которое, казалось, им мешало, является чудесным двигателем, облегчающим скольжение.

Начнем со способа «волна». (см. Лечебная физкультура при травмах) Стоя на двух коньках в исходной позиции, как показано на рис. 19, а, конькобежец переносит тяжесть тела на правую ногу и, не отрывая ото льда левую, сгибает ноги в коленях, опуская на них тяжесть своего тела. Тело опускается и своей тяжестью давит на коньки, которые, в свою очередь, давят на лед и начинают скользить. Тяжесть тела на наружном ребре правого конька, причем оба конька остаются на льду. Затем конькобежец чуть выпрямляет колени обеих ног, и коньки какое-то мгновение скользят как бы на всей пло¬скости, а тяжесть тела переносится на левый конек. Обе параллельно идущие линии прочерчивают на льду волну, которая может быть более крутой или отлогой. Для того чтобы двигаться вперед, тяжесть тела нужно сосредоточить на задней части конька, ближе к каблукам, а переднюю часть коньков чуть-чуть приподнять, слегка скользя по льду.

Стоя на двух коньках в исходной позиции

Приступая ко второму способу — «фонарику», вначале тоже учатся скользить вперед, а затем назад. Только след, оставленный коньками, напоминает уже не волну, а фонарик или целую гирлянду фонариков, если выполнять движение 5—6 раз подряд.

Начинающие предпочитают ограничиться сначала одним фонариком. Когда овладеете техникой его выполнения, можно перейти к двум фонарикам, затем к трем и так до пяти, но не более.

Как же выполняется «фонарик» на коньках? (см. Контроль результатов)

Стоя в исходном положении, начинающий разводит носки коньков, нажимая на наружные ребра, и, когда коньки разъедутся в стороны примерно на ширину плеч, переходит с наружных ребер на внутренние и начинает соединять коньки. На льду остается след, напоминающий фонарик (рис. 19,6).

Когда передние части коньков сблизятся, тяжесть тела переносится на них, а задние части, которые в этот момент освобождаются от тяжести и чуть-чуть отделяются ото льда (не сильно!), начинают сближаться друг с другом по той же самой линии, по которой они прежде ехали вперед. Фигурист возвращается в исходное положение. На том месте, где он выполнял упражнение, остается начерчен¬ный коньками «фонарик». (см. Энциклопедия домашнего атлетизма)

Выполнив это упражнение вперед примерно 5—6 раз, начинающие, сохраняя то же положение, тяжесть тела переносят на переднюю часть коньков, а пятки чуть при¬поднимают, стараясь их оторвать ото льда, но не настолько, чтобы подняться на носки. При скольжении, таким образом, та же волнистая линия следа будет направлена не вперед, а назад (откровенно говоря, скольжение вперед получается у новичков легче, чем назад), но зато первые удачные скользящие движения назад доставляют большую радость.

Скользить назад страшнее, поэтому не надо торопиться. И если, скользя вперед от линии старта, можно проехать какое-то расстояние за 5—6 волнообразных движений, то назад на эту дистанцию потребуется 8—10, а иногда и 12 переносов тяжести тела то на одну, то на другую ногу. (см. Тренируем ноги) Это не должно смущать ни учащегося, ни тренера: по мере овладения техникой скольжения «волной» длина скольжения вперед будет равна длине скольжения назад, и тогда можно считать, что один способ скольжения назад усвоен.

Чтобы занятия проходили более продуктивно, и тренеру было удобнее следить за всей группой, рекомендуется разучивать этот способ по кругу, а затем линиями.

Овладев этими двумя способами, можете считать, что вы умеете скользить назад.

Для преодоления чувства страха и приобретения навыков дружбы и взаимной выручки начинающие фигуристы могут составлять пары и по очереди, держась за руки, скользить один вперед, а другой назад, применяя способы, о которых здесь рассказано. (см. Тренируем мышцы живота)

Если вы уверенно выполняете все предложенные выше упражнения, можно перейти к изучению азбуки фигурного катания на коньках.

Отрывок из книги Азбука начинающего фигуриста. Самсон Глязер –
Издательство Физкультура и спорт, Москва, 1969.


Английский
фигурное катание – figure skating


<< Назад: Физкультура и спорт, избранные статьи



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8